Когда-то было модно отдавать ребенка в школу с углубленным изучением
иностранного языка, 10 лет назад – учить малышей английскому или немецкому языку
уже в дошкольном возрасте. Сейчас мода на воспитание ребенка-билинга.
Билинг – это ребенок, который с раннего возраста владеет двумя
языками в равной степени. Причины для становления таких детей могут
быть разными. Во-первых, один из родителей – носитель другого, нежели русский,
языка – например, испанского или татарского. Во-вторых, взрослые соблюдают
древние традиции и говорят на языке предков. В-третьих, мамы и папы, чей бизнес
связан с зарубежными партнерами, прочат малышу успешное будущее. Действительно,
знание иностранных языков дает широкие возможности для развития в пределах
мира. Какой бы ни была причина, воспитание ребенка-билинга возможно при
выполнении нескольких условий. Первое условие – создание языковой среды. Второе
– регулярная практика. Наконец, третье – желание взрослых бесконечно развивать
ребенка.
Was ist das, или Кто вы?
Языковую среду можно создать, если нанять маленькому ребенку персонал
– няню или домработницу – со знанием иностранного языка. У нее должен
быть хороший уровень разговорного языка и опыт общения с детьми, так как
некоторые родители буквально с пеленок учат сына или дочь иностранному языку.
Нанятый персонал общается с ребенком исключительно на иностранном. Это могут
быть не только фразы на бытовые темы, но и стихи, песенки и даже нежные,
ласковые слова. При этом персонал должен владеть живым актуальным языком – с
разнообразной лексикой и идиоматическими выражениями (устойчивыми фразами).
Также стоит повесить на видное место алфавит изучаемого языка и в разных
частях квартиры, на уровне восприятия ребенка, расположить названия слов на
иностранном языке. У детей хорошо развита визуальная память, и когда они начнут
писать и читать, многие слова "всплывут" в их памяти. Кроме разговоров, малышам
необходимо познавать культуру и традиции той страны, чей язык они изучают. Если
вы водите ребенка к репетитору, то комната для занятий может быть оформлена в
стиле страны изучаемого языка: книжки, игрушки, национальные персонажи,
таблички. Безусловно, создание среды – начальный этап для воспитания
ребенка-билинга.
Do you speak English, или На каком языке говорите?
Существует четкое правило: если знания активно не применяются на практике,
они вскоре утрачиваются. Обязанность родителей – организовать ребенку
языковую практику. Как правило, они свободно владеют иностранным
языком. Взрослые устраивают ребенку дни общения, например, среду и субботу. В
эти дни все разговоры ведутся только на иностранном языке, причем не только с
ребенком, но и между собой. Для постоянной практики детям покупают книжки
(неадаптированные!), мультфильмы и игры на иностранном языке, а также включают
детские каналы, где дети слышат живой язык. Нередко взрослые со своим чадом
выезжают за границу на отдых или к родным, где их окружает естественная языковая
среда. В ней происходит обновление лексикона и разговорных фраз, тем самым у
детей абсолютно снимается языковой барьер. Известны случаи, когда родители
сознательно покидали Россию и переезжали в другую страну, чтобы ребенок с
раннего возраста владел несколькими иностранными языками.
L’enseignement, или Безграничное развитие
Главный принцип обучения иностранному языку –
естественность. В повседневной практике ребенок слышит слова двух или
более языков и усваивает их как родные. Бывают забавные случаи, когда билинг
идет в садик. Он говорит на иностранном языке, и дети повторяют эти слова.
Сложностей с выбором слов того или иного языка у ребенка нет. В зависимости от
среды общения, он может свободно переходить с одного на другой. С
полутора лет иностранный язык изучают с ребенком через обучающие игры и
музыкальные занятия. Во время занятий педагогом применяется система
поощрения – просмотр мультфильма за хорошее занятие. В три года ребенка можно
водить к репетитору 4-5 дней в неделю на занятия, которые длятся час-полтора. В
пять лет няня сменяется гувернером, к которому предъявляются высокие требования,
например, проживание некоторое время за рубежом. Ребенка уже учат чтению и
письму. Для этой цели даже методику "кубики Зайцева" адаптировали под английский
язык. На таких кубиках с картинками нарисованы буквы, из которых малыш
складывает слова. Свободное время ребята проводят в культурных центрах,
которые посвящены той стране, чей язык они изучают. Очень хорошо, если в семье
несколько детей, так лучше усваивается язык, потому что возможностей для общения
больше. Иногда на праздник приглашают даже клоунов или сказочных персонажей со
знанием иностранного, так как игра – лучший способ усвоить изучаемый материал.
Все в меру
Особой нагрузки дети-билинги не испытывают,
так как обучение проходит в естественных условиях. Действительно, изучение языка
должно быть целенаправленным и системным, иначе ребенок учится без желания и при
удобном случае все забывает. Такие дети могут посещать лингвистический детский
сад, потом языковую школу, а в 14–16 лет спокойно уезжают на учебу за
границу. Ребенок, который с младенчества учит несколько языков, более
раскован и получает разнообразную информацию, его культура и кругозор шире. У
такого человека в будущем четкие цели и стремления, определенность в выборе
профессии. В перспективе планируют даже открывать школы для беременных с
изучением иностранного языка, так как ребенок уже на клеточном уровне усваивает
знания.
Слово педагогу
Родители задают немало вопросов специалистам – преподавателям иностранных
языков. Мы публикуем ответы на самые актуальные из них. С какого
возраста можно обучать иностранному языку? Существуют
различные мнения по этому вопросу. Например, японский педагог Масару Ибуку
считает, что все, чему ребенок может научиться, он получает до 3-х лет. Многие
психологи и педагоги обозначают оптимальный возраст начала обучения иностранному
языку с 3-х лет. Необходимо сказать, что овладеть иноязычной речью в школьном
возрасте намного труднее, чем в дошкольный период. Ребенок дошкольного возраста
способен впитывать всю получаемую им информацию как "губка". В этом возрасте он
всему учится легко. У ребенка развивается фонематический слух. Все, чему
малыш научится в дошкольный период, он запомнит на всю жизнь. Эта
легкость постепенно утрачивается. Обучение иностранному языку детей с 3-х лет
является правомерным, т.к. дает возможность гибкого перехода к изучению
иностранного языка в школе и углубить положительную мотивацию изучения языка.
Дети очень пытливы, любознательны, им свойственна неисчерпаемая потребность в
новых впечатлениях. Поэтому надо использовать эти психофизиологические
особенности при обучении. Есть ли отличия в подходе к
обучению детей 3-х и 4-5 лет? Безусловно. Это обусловлено
возрастными особенностями. Обучение детей построено на аудиовизуальном
восприятии. Но дети 3-х лет воспринимают иностранный язык на уровне услышанного.
Они хорошо воспринимают информацию на слух, но не могут воспроизвести всю
информацию вербально. Они воспроизводят только слова и несложные предложения. По
своему опыту могу сказать, что в 3 года дети впитывают все как "губка", а в 4
года на втором году обучения начинают воспроизводить то, что у них было заложено
в возрасте 3-х лет. Дети 4-х лет и старше хорошо воспроизводят услышанную
информацию, сразу имитируют речь учителя. Они уже умеют анализировать,
систематизировать. Каков принцип обучения в раннем
возрасте? Поскольку в дошкольный период главным видом
деятельности является игра, естественно, что при обучении используется игровой
метод. При помощи системы игр дети повторяют материал, изучают новый,
анализируют. В игре дети создают высказывания очень непринужденно. Необходимо
учитывать психологические особенности детей данного возраста (быстрая
утомляемость, неустойчивость внимания). Дети любят активную деятельность,
подвижные игры, песни, считалочки. В ходе занятий у детей развиваются такие
качества личности, как общительность, раскованность, умение взаимодействовать в
коллективе. Дети любят яркие, привлекательные вещи, поэтому обучение проходит с
использованием наглядных пособий. Вся лексика и речевые образцы вводятся с
помощью игрушек, героев сказок и мультфильмов. Также очень важно создавать
языковую среду на занятиях. Занятие проводится на английском языке с
использованием жестов, мимики, наглядного материала. Поскольку дети
впечатлительны, эмоциональны, необходимо преподносить материал эмоционально,
красочно. Увлекательный сюжет урока, игровые коммуникативные задания, яркая
наглядность активизируют запоминание и делают его прочным. Какие
используются методики? Сейчас существует большое количество
методических пособий для обучения дошкольников, как зарубежных, так и
отечественных. Выбор зависит от различных факторов: от возраста, от лексической
и грамматической наполняемости, от внешней привлекательности, от наличия
дополнительных видеопособий, от метода донесения материала. Я работаю по
зарубежным методикам британских издательств Longman, Oxford. Учебники красочные,
с хорошей наполняемостью материалом, соответствуют возрастным особенностям
детей. В силах родителей выбрать для своего ребенка успешное будущее, которое
не ограничено знанием только русского языка. Создайте своему любимцу условия,
чтобы он не учил иностранный язык, а овладевал им.
|