Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда
накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на
качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства,
непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом,
этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет.
Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних
этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными,
значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины
таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения
закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали
"кризисами развития".
Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются
новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже
мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.
Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые
решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного
слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать
и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом суть кризиса
первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень
самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков
ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для
воплощения этого еще достаточно ограничен.
Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его
существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не
только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей,
которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но
почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а
ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну
или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское
любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это
естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает,
вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством,
неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в
психологии название "кризиса".
Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому
первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца.
Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это
происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.
Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить
появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и
спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень
часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого
"приступа".
Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но
он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир.
Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени,
когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей,
которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает,
как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится
взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но
вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин
этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок
пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не
умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания
мира вызывают новые запреты.
Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок
в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую
кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не
разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по
собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а
слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш,
хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.
Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше
родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности,
являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение
и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают.
И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его
кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить
остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей,
зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое
чадо.
Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно
предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что
пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого
полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с
хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться,
самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5
лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него
вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.
Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности:
ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы
одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то
пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым
проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены
самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью. Чем больше есть
вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на
запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для
малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики,
ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с
кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять
любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и
согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в
процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а
можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах,
но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть
ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами
(альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра
"разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень
хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть ими, то можно
и всеми другими).
Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости в отношении к
малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное
время. Конечно же, это не на долго. Но пока ребенок становится опять послушен,
спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет уже
намного больше, чем раньше.
Надеемся, что вы поняли важнейшее: ваш ребенок даже в этом возрасте - это уже
человек, со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет
выразить их. И если вы уделите больше
времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет
быстрее, легче, с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон. |