В росте и развитии маленького человечка участвуют все без исключения органы чувств. В первые месяцы жизни каждый из них в отдельности развит недостаточно, и малыш получает информацию о мире, только когда они работают вместе. Например, чтобы наслаждаться обществом мамы, младенцу недостаточно видеть ее и слышать знакомый голос: ему нужно ощущать ее запах, вкус, движения.
Считается, что первым у ребенка развивается осязание, ведь прикосновения малыш ощущал уже в мамином животе - всякий раз, когда шевелился. С первых месяцев ребенок играет своими ручками, трогает разные предметы. Его внимание привлекает необычная фактура: выбирая между гладкой и фигурной погремушкой, он, скорее всего, остановится на неровной, необычной.
Также и как и осязание, вкус появляется у малыша еще до рождения: спустя 11 недель после зачатия на языке будущего ребенка образуются такие же вкусовые рецепторы, как и у взрослого человека. С из помощью кроха распознает запах и вкус околоплодных вод, знакомится со вкусовыми пристрастиями матери и многие из них перенимает на всю жизнь. В развитии вкуса малыша огромную роль играет кормление грудью: вместе с молоком он пробует все продукты, которые ест мама.
Слух - третье чувство, которое человек использует до появления на свет. Способность слышать появляется у ребенка на 6-м месяце беременности его мамы. Будущий малыш слышит не только биение ее сердца, но и то, что происходит снаружи: например, заслышав громкие голоса он начинает беспокойно шевелиться. На 2-3й недели после рождения у ребенка появляются видимые реакции на звук: в ответ на громкий долгий сигнал он замирает, а услышав короткий резкий звук, начинает активно двигаться. Ближе к трем месяцам малыш пытается найти источник звука, поворачивая голову в его сторону; в это же время начинает гулить, услышав голоса близких. К 6-7 месяцев кроха слышит голоса уже на расстоянии 5-6 метров и различает интонацию голосов. У родителей создается ощущение, что маленький понимает их речь - на самом деле он улавливает только тон и знакомые сочетания звуков, но не смысл.
Как только новорожденный появляется на свет и вдыхает воздух, он начинает улавливать все запахи, которые достигают его ноздрей. Его обонянию приятнее сладкие ароматы: грудного молока, меда, ванили, банана. Но больше всего ему нравится запах мамы и быстро запоминает его (вот почему женщинам не стоит пользоваться резкими дезодорантами или менять духи в первые месяцы после родов). Привычные домашние ароматы также дают малышу важную информацию и формируют так называемую эмоциональную память - вспомните, сколько переживаний будит в нас внезапная встреча с запахом из детства.
Главный источник информации для взрослого человека - зрение - у новорожденных развито меньше всего, ведь во время пребывания в мамином животе потребности в нем не возникало. Сразу после рождения малыш может только оценить разницу между светом и темнотой (посмотрите, как он щурится от яркого света) и различает контрастные предметы, находящиеся вблизи. Вещи и люди кажутся ему расплывчатыми очертаниями, к концу первого месяца он учится фиксировать взгляд на чем-то неподвижном, а в 3 месяца может следить за плавно движущимися предметами (например, на мобиле над кроваткой). К 5 месяцам у ребенка устанавливается связь между зрением и осязанием, и любопытный малыш стремиться потрогать все, что видит. В 7 месяцев ребенок узнает лица знакомых, а к году - известные ему предметы на картинках. к году малыш сумеет рассмотреть мелкие бусинки, но максимальной остроты зрение достигает лишь к 6-7 годам.
Вместе с органами чувств у малыша развиваются способности анализировать информацию, растет память и внимание. На интеллектуальное развитие малыша влияет и умение двигаться: меняется поле видимости, становятся доступны новые действия. В течение первого года деятельность памяти стремительно растет. Чтобы проверить это достаточно показать малышу два предмета: уже известный и новый. Его взгляд дольше задержится на незнакомом, а это доказывает, что второй предмет он уже достаточно запомнил. Дети в возрасте 3 месяцев удерживают в памяти информацию в течении 24 часов, 6-месячные в течение - 2 недель. Сначала малыш запоминает предметы и ежедневные ритуалы (например, перестает плакать, заметив бутылочку с молоком), а затем и способы действий ( к году вытягивает ножку, завидев ботинок. Во втором полугодии формируется способность запомнить о том, что находится вне поле его зрения. До 8-9 месяцев ребенок не пытается искать спрятанный предмет - он словно перестает для него существовать. По той же причине младенец не переживает, когда мама уходит, зато потом у него появляется страх, что она оставляет его навсегда, - состояние которое психологи называют "страхом 8-го месяца" и которое может сохраняться до 2-3 лет.
Перепечатка любого вида информации (статей, новостей, сообщений из форума) запрещена без письменного разрешения редакции
Права авторов и издателя защищены.
Дизайн сайта — zeroparking
Информация
Мы рады приветствовать Вас на сайте Город-будущих-мам.рф и надеемся, что наш проект понравится не только молодым мамочкам, но и будет полезен для тех, кто хочет лучше понять собственных детей и свою роль в их воспитании. Появление в семье малыша – это одновременно волнующее, радостное событие и серьезное испытание. А если это еще и первенец, то нужно многому научиться, чтобы вырастить здорового малыша, который в будущем сможет стать предметом Вашей гордости и надежной опорой.