Не беда, что мозг новорожденных еще не до конца развит. Их сенсорная
система и их способность к обучению и без того работают "на полную
катушку". Дети чувствуют и воспринимают окружающий мир уже в первые
месяцы жизни!
Чувства
Они "включаются" еще до рождения. Первыми - на седьмой неделе
внутриутробного развития плода - формируются вкусовые сосочки. На
десятой неделе эмбрион обзаводится нервами, отвечающими за осязание.
На четвертом месяце беременности он начинает распознавать тактильные
ощущения, откликаться на поглаживания по животу мамы. Еще пара
месяцев, и зародыш различает запах околоплодной жидкости. На седьмом
месяце он реагирует на звуки (стук материнского сердца эмбрион
воспринимает с мощностью в 90 децибел - это мощность звука на
дискотеке!). Тогда же начинают функционировать нервы, соединяющие
глаза и зрительный участок коры головного мозга.
Естественно, после появления малыша на свет его чувства
"оттачиваются". В первый год жизни ребенка происходят настоящие
чудеса!
ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ у новорожденных настолько остры, что малыши
отказываются брать грудь, если мама перед кормлением ела какое-то
новое необычное блюдо. Они могут отличить сладкое от горького,
соленое от кислого. Считается, что вкусовые пристрастия ребенка
формируются еще в утробе. В Америке провели эксперимент:
шестимесячным карапузам предлагали на выбор кашу на воде и кашу на
морковном соке -- те, чьи мамы ели много морковки во время
беременности, отдали явное предпочтение "морковному варианту",
остальным было все равно. (Кстати, недаром люди обычно любят сладкое
- наша самая первая пища, материнское молоко, сладковатое на вкус.)
ОСЯЗАНИЕ у младенцев также развито с самого рождения. Малыши обожают
мягкую фланель и капризничают, если их положить на грубую мешковину.
Они любят ласковые и мягкие прикосновения, которые... снижают
уровень гормонов стресса и повышают иммунитет. Доказано, что
недоношенные младенцы, которым делают массаж, почти в два раза
быстрее прибавляют в весе, чем те, кому массаж не делают. А дети,
которых в первый год жизни часто берут на руки, чувствуют себя
эмоционально комфортнее, вырастают более спокойными,
уравновешенными.
У новорожденных достаточно хороший СЛУХ. Мамин голос они распознают
буквально с первых дней появления на свет, ведь они хорошо знают
его, слышали, еще будучи в утробе. В остальном малыши куда лучше
различают высокие звуки (может быть, поэтому взрослые разговаривают
с крохами неестественно высокими писклявыми голосами?). Звуки
помогают новорожденному ориентироваться в пространстве. Но самое
невероятное - способность младенцев различать звуки, недоступные
взрослому уху, к примеру, фонемы иностранных языков. Ребенок до года
способен усвоить "на слух" абсолютно любой язык, но после эта
способность утрачивается. Какой-нибудь маленький англичанин, может
быть, и рад был бы выучить шведский, но он живет в англоязычной
среде, и его мозг "привыкает" распознавать звуки только того языка,
который постоянно звучит вокруг.
ОБОНЯНИЕ тесно связано с памятью - запах может вызвать яркие
воспоминания о событии или ощущении, с ним связанном. Разумеется,
самый сильный эмоциональный отклик у новорожденного вызывает запах
его матери. Но уже на втором месяце жизни ребенок чувствует
множество других запахов, которые не только "задают работу" его
носику, но и тренируют его память.
В последнюю очередь формируется ЗРЕНИЕ. Едва родившись, малыш
различает лишь свет и тень, округлое и угловатое. Потом учится
различать предметы, и особенно хорошо распознает те, что находятся
на расстоянии 20-40 см от глаз (на таком расстоянии обычно находится
лицо кормящей мамы). В три месяца ребенок обретает способность
следить взглядом за движущимися предметами. В возрасте от четырех до
семи месяцев учится различать цвета. В полгода начинает "на глаз"
оценивать расстояния до окружающих предметов. Окончательно же зрение
ребенка формируется лишь к девяти годам, именно тогда он начинает
видеть мир таким, каким видят его взрослые.
Навыки
Но чувства нужно еще и анализировать. И с этим малыши справляются
легко! Всего через 40 минут (!) после рождения ребенок способен
сымитировать выражение лица другого человека: улыбнуться, как мама,
или высунуть язык, как старший брат. И это притом, что новорожденный
еще не видел собственного лица! Он не знает, каков он, но знает, что
похож на остальных людей и может делать так же, как они. А это ни
что иное, как абстрактное умозаключение, и его делает малыш,
которому даже не без году неделя, а того меньше!
В месяц ребенок знает, как скоро родители реагируют на его плач. В
этом же возрасте он впервые умудряется переносить информацию от
одних органов чувств на другие. Лизнув гладкую и шершавую соски,
младенец дольше смотрит на гладкую - она понравилась ему больше. Но
откуда он знает, как выглядит предмет, который он попробовал на
вкус?! Малыш как будто знаком даже с законами физики: если подвесить
над кроваткой кубик на незаметной прозрачной нитке, трехмесячный
кроха будет смотреть на него в недоумении, как на нарушение закона
гравитации. В четыре месяца ребенок начинает понимать, что некоторые
вещи меняются (папина одежда), а другие остаются неизменными (папино
лицо). В пять месяцев он видит, как мяч закатывается за экран и...
переводит взгляд на другой край экрана - туда, откуда (малыш это
прекрасно знает!) мяч должен выкатиться. В семь месяцев ребенок
отдает себе отчет в том, что некоторая последовательность действий
ведет к определенному результату, например, он знает, что, если
сложить подушки друг на друга, на них можно будет встать и выглянуть
из кроватки. После своего первого дня рождения кроха понимает эмоции
других людей и стремится подражать им. Именно наблюдая за поведением
окружающих, малыш учится тому, "что такое хорошо и что такое плохо".
Поэтому кислую папину мину по поводу визита тещи ребенку лучше не
видеть!
И еще одно любопытное наблюдение ученых: языковая среда, в которой
растет мальчик или девочка, влияет на его навыки. В корейском языке
основная смысловая нагрузка ложится на окончания глаголов, в
английском же смысл передается существительными, которых и
количественно больше, чем глаголов. В результате корейские малыши не
только быстрее начинают употреблять глаголы, чем маленькие
англичане, но и, поскольку употребление глаголов требует более
тонких умственных усилий, оказываются сообразительнее английских
детей. К примеру, корейский ребенок на несколько месяцев раньше
понимает, что далеко лежащий предмет можно достать с помощью
грабелек на длинной ручке. Зато англоговорящий (точнее, пока только
англослышащий) карапуз раньше постигает понятие категорий: вид,
размер, род предметов. Если, к примеру, годовалому англичанину
показать такой "фокус": за экран закатывается синий мячик, а
выкатывается желтая машинка, - он будет весьма удивлен. Ведь он
понимает: мяч и машина - не одно и то же. Годовалый же кореец не
обратит на это внимания. Он пока еще способен воспринимать только
широкие категории, поэтому для него и мячик, и машинка - просто
движущийся объект.
Перепечатка любого вида информации (статей, новостей, сообщений из форума) запрещена без письменного разрешения редакции
Права авторов и издателя защищены.
Дизайн сайта — zeroparking
Информация
Мы рады приветствовать Вас на сайте Город-будущих-мам.рф и надеемся, что наш проект понравится не только молодым мамочкам, но и будет полезен для тех, кто хочет лучше понять собственных детей и свою роль в их воспитании. Появление в семье малыша – это одновременно волнующее, радостное событие и серьезное испытание. А если это еще и первенец, то нужно многому научиться, чтобы вырастить здорового малыша, который в будущем сможет стать предметом Вашей гордости и надежной опорой.