Самостоятельная личность
Ваш
малыш не просто вырос. К своему первому дню рождения он начинает
позиционировать себя как самостоятельная, хотя все еще очень зависящая
от мамы личность. Он научился разделять свое тело и мамино, начинает
понимать, что чувствует мама и что – он сам.
Не секрет, что
многим мамочкам бывает трудно поверить в то, что вчерашний комочек уже
обладает своими собственными желаниями, вкусами, эмоциями. Они еще так
нежны, что их легко подавить, затоптать, запретить. Заставить сделать,
«как нужно», «как надо», «как правильно», «как Я сказала»…
Ребенок
в это время остро реагирует на запреты, иногда можно заметить даже
регресс в его поведении: бросается на пол, отказывается ходить,
передвигается ползком или просит соску. В общем, протестует. И что
интересно, именно в этот период, отделяя себя от мамы, малыш чаще всего
не отпускает ее ни на шаг!
Это не капризы. Маленький человечек
действительно боится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и
боится потерять навсегда. К тому же он не понимает, что такое время:
пять минут и бесконечность для годовалого крохи одно и то же.
Ребенку 10 месяцев
- В
10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее
заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
- Самостоятельно играет в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
- Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
- Повторяет
за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его
отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как
минимум 1-2 «лепетных слова» ( типа ляля, баба ), понятных в конкретной
ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с
язычком.
- В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить
из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки
твердой пищи.
- Спокойно относится к высаживанию на горшок.
- По
просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами
одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или
вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно
для становления его психики.
В
10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами
придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в
будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует
поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды
оттого, что выбранное дело не по плечу ( а именно так чаще всего
оказывается ), мама должна своевременно придти на помощь. И очень
сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать
сам.
Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка,
например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах
справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь
на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные
или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает
его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.
Предсказуемая
среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у
мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша,
когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…
Ребенку 11 месяцев
- К
11 месяцам ребенок может самостоятельно вставать с опорой,
приподниматься, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно,
подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
- Дайте малышу
коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте ее,
показав шарик. Затем выньте шарик и дайте ребенку пустую коробочку.
Кроха заметит отсутствие шарика и будет удивленно на вас смотреть.
- Может
целенаправленно звонить в колокольчик, использовать расческу, пить из
чашки, самостоятельно есть с ложки, приносить по просьбе легкие
предметы, мыть ручки и лицо.
- Дайте малышу кубики, покажите, как
построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает
башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими
отверстиями.
- Способен делать обобщения: показывает куклы,
машинки, кубики, мячи, части своего тела. Различает предметы по форме
(кубики, кирпичики, мячики).
- Проявляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
- Любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
- Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении.
- К
концу года произносит «особые» слова, понятные только ему и матери:
«бах» - падение, «фа» - шапка и т.д.; может произносить отдельные слова
с пониманием их предметного соотношения. Появляются первые упрощенные
слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай». Использует как минимум 3-5
лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.
Ребенку 12 месяцев
На
первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов.
Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и
узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое
новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых
детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так,
например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок
некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит…
Психологи
утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются
– это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить,
что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики –
привычный для него способ поведения.
Ведь совсем недавно, стоило
малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила
выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое.
Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания
используется тот же самый.
Что делать с истерикой? Прежде всего,
не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться
вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто
возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте.
Если
истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно
помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще
слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать.
Кризис первого года
Главная
проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители
не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще
вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками,
а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и
молотку.
И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в
лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз
пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается
в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.
Первая
реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные
«капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать
неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и
избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления
этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное,
объяснимое и важное для малыша.
Подавить их легко – мы,
взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что
через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих (
или наших ) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить
самостоятельно, проявлять характер и силу воли.
Приметами кризиса первого года являются:
- «трудновоспитуемость» - упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;
- резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
- повышенная чувствительность к замечаниям – в ответ следует обида, недовольство, агрессия;
- повышенная капризность;
- противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
Проблемы второго полугодия
- постоянное вредное для себя поведение;
- безостановочный онанизм;
- неумение имитировать звуки и жесты;
- общая апатия;
- отсутствие любимых игрушек и занятий;
- постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми.
При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту |