Стимуляция мозга
Главное
умение, которое развивает малыш в этом триместре – ползание. Есть дети,
которые ползают мало и неохотно, или предпочитают передвигаться не на
четвереньках вперед, а боком, перекатываясь, на попке – подгребая
руками… Если к таковым относится ваш кроха, переживать не стоит – любой
из этих способов передвижения, равно как стояние и ходьба без ползания
вообще – вполне нормальны.
А о ползании придется позаботиться
отдельно – на втором году жизни, когда малыш сможет активно включаться
в игры, предлагаемые взрослыми. Почему? Да потому, что ползание –
идеальный стимулятор развития межполушарной координации мозга.
У
малышей, которые плохо ползали, впоследствии могут быть проблемы с
выполнением нескольких действий одновременно. Так же ползание
великолепно развивает… бинокулярное зрение и является профилактикой
близорукости. Поэтому если ваше чадо сразу потопало, непременно
наверстайте упущенное позднее!
Ребенку семь месяцев
- К
семи месяцам ребенок может свободно сидеть прямо с опорой;
перевернуться со спины на бок, если сбоку позвенеть погремушкой,
которую кроха может достать при повороте.
- Хорошо ползает (много и быстро, в разных направлениях). Самостоятельно встает на колени и с поддержкой на ножки.
- Вы
держите ребенка на коленях, сидя за столом. Если малыш еще не умеет
сидеть, держите его стоящим на коленочках. Ребенок схватывает край
стола и прочно удерживает его. Может подражательно хлопать руками по
столу, перекладывать предметы на столе, бросать их на пол.
Замечательное занятие, интересное и очень полезное – вкладывание одного
предмета в другой, переливание, пересыпание.
- Вы стоите у
детской кроватки и не выказываете никакого внимания, избегая встречи с
малышом взглядом. Ребенок старается установить контакт: лепечет, ищет
вас взглядом и т.п.
- Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить с ним в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом.
- Возьмите кроху на руки и поворачивайтесь с ним вокруг яркой игрушки. Ребенок будет следить взглядом, поворачиваться за игрушкой.
- Ребенок лежит на животе. Вы закрываете его голову пеленкой. Оставаясь в том же положении, малыш освобождается от пеленки руками.
- Спросите
у сына или дочки, где находится какой-либо предмет (предмет должен
постоянно находиться в определенном месте, и вы неоднократно называли
его). Ребенок будет искать и находить взглядом этот предмет, тянуться к
нему ручками.
- По вашей просьбе малыш может показать нос, глаза и прочие части лица и тела другого человека или игрушки.
- Настойчиво тянется к предмету, который его интересует, а, добравшись до заветной цели, радуется.
- В
лепете появляются звукосочетания типа: «дай-дай-дай», «та-та-та». Малыш
научился хорошо различать «своих» и «чужих». При встрече с незнакомым
человеком, который пытается взять его на руки, потрогать, ребенок
начинает плакать или, по крайней мере, выражает неудовольствие. Ваша
задача – не пугать чадо «букой», «бабой ягой», «чужим дядей», а
объяснить, что мир состоит не только из мамы, в нем еще масса людей. И
они могут быть очень интересны.
При
этом обязательно позволяйте малышу выражать негативные эмоции! Это
очень важный момент психологического взросления и становления. Не
раздражайтесь вместе с крохой, когда он плачет, недоволен, а спокойно
комментируйте его чувства: «Я понимаю, сейчас ты недоволен, потому что
хочешь еще побыть на площадке. Но, к сожалению, нам пора домой». Или
«Ты расстроен, потому что Петя не разрешил взять его игрушку. У тебя
есть своя, а Петя сам решает, кому и когда давать свои машинки» и т.д.
Помните,
отрицательные эмоции также имеют право на существование, как и
положительные. И наша «воспитательская» задача – не запрещать крохе их
испытывать, а научить выражать социально приемлемым путем. Мы же не
хотим, чтобы негатив нашел выход в аллергиях, астме, проблемах с
желудком!
Ребенку восемь месяцев
- В
восемь месяцев ребенок может прямо сидеть в кроватке без помощи
взрослого, менять местоположение – откатиться, отодвинуться и т.д. Сам
садиться, ложится, встает, переступает у опоры. В положении «сидя с
опорой» малыш может освободиться от пеленки, которой вы его накрыли.
При этом кроха не падает, а продолжает сидеть.
- Применяя усилие, ребенок пытается отнять у взрослого или другого ребенка понравившуюся ему вещь.
- Если
вы попытаетесь вытереть чаду нос, кроха будет отталкивать вашу руку.
Также он учится протестовать и против других подобных «неприятных»
действий. Если вы помещаете игрушку вне кроватки (например рядом на
стуле), ребенок протягивает руку, трогает игрушку и захватывает ее.
- При
организованной игре в прятки и «ку-ку» карапуз с интересом смотрит в
направлении, где появляется лицо взрослого, и смехом приветствует его
появление. Вы отбираете у ребенка игрушку и кладете ее в карман ( часть
игрушки должна высовываться). Малыш уверенно достает игрушку.
- Хватает вторую погремушку, не роняя при этом первую, и совершает движения двумя руками.
- Громко и четко произносит различные слоги. Визжит и гулит от удовольствия. Узнает и различает близких людей на фотографиях.
- Подолгу
и разнообразно занимается игрушками, действует с ними, в зависимости от
их свойств (катает, вынимает, открывает, нажимает и др.).
- По просьбе взрослого машет ручкой при прощании, хлопает в ладоши.
Девять месяцев ребенку
- В
девять месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет
вперед за игрушкой. Поднимается в ответ на протянутые к нему руки,
ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками.
- Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов.
- Если
вы дадите малышу палочки, и покажите, как барабанить ими по столу,
кроха будет подражать вашим действиям. Так же ему наверняка понравится
ударять ложками друг о друга.
- Ребенок в девять месяцев хорошо
играет в «ладушки», «дай ручку» и т.д., а на вопрос «где?» и просьбу
«дай» легко отыскивает нужный предмет.
- Хорошо знает свое имя,
откликается на него. Зная по имени близких людей, названия окружающих
предметов, показывает на картинках изображения животных.
- Ярко проявляет положительные и отрицательные эмоции, довольство и недовольство.
- Выделяет и отдает предпочтение нравящейся ему деятельности.
- Девятый
месяц – прекрасное время для начала рисования, лепки, музыкальных
занятий, где от ребенка будут требовать простейшие, но самостоятельные
действия.
Девятый месяц – первая
веха на пути к «обособлению» от мамы. В этом возрасте у малыша
появляется заинтересованность другими людьми, он начинает чувствовать
свои возможности в плане общения с ними, хотя бы пассивно – наблюдая за
их деятельностью. Не даром психологи рекомендуют использовать это время
для следующих важных «нововведений»:
- отлучения от груди, если вы не собираетесь кормить до того момента, когда малыш просто забудет о «сисе» в 2-2,5 года;
- найма
няни или введения в семью другого, доколе незнакомого малышу человека
для постоянного ухода и общения с ребенком, если вы собираетесь выйти
на работу;
- начала посещения группы раннего развития или клуба для мамочек с детьми;
Не
забывайте и о том, что прогулки в коляске по тенистым аллеям парка пора
сменить на детскую площадку. Однако дозируйте общение с другими людьми
в зависимости от индивидуальных особенностей сына или дочки.
Есть
дети, для которых общение – важнее хлеба. Они великолепно чувствуют
себя в толпе, рвутся к сверстникам и готовы бродить вокруг песочницы
часами. А для некоторых предел – 3-4 человека, и устают они от общения
буквально через полчаса, начиная капризничать.
Кстати, капризы в
этом возрасте – вовсе не способ «поизмываться» над мамой, а сигнал о
психологическом или физическом дискомфорте, прежде всего, об усталости.
Ведь малыш еще не скоро научится сознательно управлять собственным
расслаблением.
|