Первые месяцы жизни ребенка
Тесты психофизиологического развития детей
Молодые
мамочки порой забывают, что младенец – вовсе не кабачок на грядке а
самый настоящий человечек. И кроме граммов и сантиметров стоит обращать
внимание на такую важную составляющую человеческой личности, как
правильное развитие и своевременное развитие психических функций
ребенка. Ведь это гораздо более верный показатель здоровья ребенка!
Давайте вместе проверим, все ли с крошкой в порядке? Что он умеет, а
чему его можете научить вы?
Ребенку первый месяц
- Коснитесь
указательным пальцем щеки младенца. В ответ здоровый малыш поворачивает
голову в сторону раздражителя, открывает рот и совершает сосательные
движения. Если прикосновение не вызывает никакой реакции, повторите его
несколько раз, слегка поглаживая ребенка пальцем по щеке.
- Вложите
палец в ладошку малыша. Ребенок захватывает палец, как только вы
касаетесь руки, и удерживает его. Придерживая за запястья, аккуратно
приподнимайте кроху над кроватью, старайтесь, чтобы он держался сам, а
вы бы его только страховали.
- Если ребенок кричит и беспокойно
двигается, быстро и высоко поднимите его и держите на руках
приблизительно под углом в 45 градусов. Малыш успокаивается в тот
момент, когда вы его поднимаете или вскоре после изменения положения.
- Если
поведение малыша беспокойно, нужно помахать погремушкой непосредственно
возле детской кроватки. Ребенок успокоится, он как бы сосредотачивается
и прислушивается к звуку погремушки. (Однако это не значит, что таким
образом вы сможете отвлечь малыша от желания оказаться сухим или
покушать. Кстати, чем более он настойчив в этих требованиях, тем лучше)
- Зажженный
карманный фонарик поместите на расстоянии 1 м в поле зрения ребенка,
находящегося в слегка затемненном пространстве (повесьте над кроватью
большой темный платок). Глазки младенца должны задержаться на несколько
секунд на пятне света.
- Склонитесь над кроватью так, чтобы тень
покрывала поле зрения ребенка, потом медленно отодвигайтесь в сторону.
Глаза малыша должны на секунду задержаться на движущейся тени.
- Кусочком
ваты делайте движения, как при чистке носа (без прикосновения к
слизистой). Ребенок уклоняется от прикосновения, отворачивает голову в
сторону или двигает ею.
- Младенец лежит на животе, ручки в согнутом положении на уровне головы. Хотя бы на мгновение ребенок может поднять голову.
- После
того как малыш немного пососал, соска или грудь отнимается. Кроха
придвигает голову к соске, груди или бутылочке и пытается схватить ртом.
- В
возрасте одного месяца на обращение взрослого у ребенка начинает
появляться улыбка. У отдельных новорожденных улыбка появляется раньше,
уже на 2-й неделе. А во сне сытый и сухой младенец со 2-й недели
улыбается регулярно – это так называемая «физиологическая» улыбка.
К
концу первого месяца, сосредоточившись на лице взрослого, малыш может
вслед за ним высовывать язычок. И улыбка, и движения языка развивают
речевой аппарат, поэтому стимулируйте их появление! При общении с
взрослым ребенок издает тихие гортанные звуки. Повторяйте их, копируя
ритм и мелодику – так вы вступаете в первый «разговорный» диалог с
малышом. Все эти движения еще рефлекторны.
Рефлексы у вашего
крохи проверяли сразу после появления на свет. На них же обращает
внимание невропатолог при первом посещении поликлиники. Однако одной
проверки мало. Основываясь на рефлексах, делайте с малышом зарядку,
играйте в различные игры – ведь рефлексы специально даны
новорожденному. Как прообраз будущих сознательных движений. Стимулируя
и поддерживая их, вы развиваете мозг любимого чада, готовя его к
осмысленным движениям, повышая интеллект.
Ребенку второй месяц
- Находясь
вне поля зрения ребенка, погремите погремушкой. Малыш автоматически
должен повернуть голову в направлении звука. При этом реакции на
отдельные раздражители уже ясно отличаются. Так, на шум трещотки
ребенок реагирует бурно, двигая ручками и ножками, а при непрерывно
звучащем свистке успокаивается и лежит с широко открытыми глазами.
Прерывистое звучание свистка вызывает у малыша неудовольствие, а удары
по дереву – наморщивание лба. Продолжительность звукового раздражителя
не должна превышать 30 секунд.
- Если младенцу на лицо положить
пеленку, он будет производить неспецифические движения всем телом, но
освободиться от пеленки сам пока не сможет.
- Возьмите ребенка на
руки, в горизонтальном положении, поддерживая под голову, и чуть-чуть
опустите руку. В течение нескольких секунд кроха будет удерживать
голову прямо. Лежа на животе, малыш уже хорошо держит голову.
- Пребывание
в возбужденном состоянии, ребенок успокоится, если вы с ним начнете
разговаривать. Говорить следует не менее 30 секунд.
- Вы делаете
все так, как будто собираетесь кормить малыша, но грудь или бутылочку
пока не даете. Младенец реагирует определенным образом на положение
кормления. Он открывает рот, поворачивает голову в сторону, делает
сосательные движения, выражает нетерпение.
- Привяжите веревочку
к красному кольцу и медленно, на расстоянии 25 см от личика ребенка,
перемещайте кольцо в продольно направлении. В ответ должно наблюдаться
согласованное движение глаз малыша: они, то поднимаются, то опускаются.
Теперь
совершайте красным кольцом круговые движения. Глаза ребенка движутся за
ним согласованно. Если вы будите быстро приближать кольцо к лицу
малыша, вы получите в ответ реакцию мигания, а если медленно – реакцию
общего оживления.
Главное умение, приходящее на втором месяце
жизни ребенка, - яркая реакция на маму ( или человека, постоянно
ухаживающего и общающегося с крохой ) – так называемый «комплекс
оживления». При обращении мамы наблюдается ответная улыбка, малыш
радостно дрыгает ручками и ножками, извивается всем телом, появляются
первые спонтанные вокализации.
Ребенку третий месяц
- Если
на расстоянии двух метров перед ребенком водить яркой игрушкой, он
будет следит за ней взглядом. Малыш лежит на спине. Вы на расстоянии 25
см перемещаете яркую игрушку, которая, в конце концов, исчезает из поля
зрения ребенка, при этом в течение нескольких секунд он продолжает
смотреть вслед исчезнувшей игрушке.
- Малыша на руках носят по
комнате ( его взгляд обращен не на вас, а в противоположную сторону
комнаты ). Кроха обращает внимание на яркие предметы и внимательно
смотрит на них.
- Ребенок лежит на животе. Сбоку ( в 25 см )
гремит погремушка. Младенец поворачивает голову в сторону звука. В
положении на животе ребенок должен удерживать голову в течение 90
секунд.
- Когда вы разговариваете с малышом, он на вас внимательно смотрит, улыбается, появляется гуление, «комплекс оживления».
- Склонившись
над ребенком, измените мимику своего лица, и малыш будет имитировать
вашу мимику. Если же наклоняется чужой человек, кроха на мгновение
замирает и внимательно его разглядывает. Затем расплывается в
неуверенной улыбке, особенно, если незнакомец демонстрирует
доброжелательную реакцию.
- Если подвесить в пределах
досягаемости игрушку, то случайно натолкнувшись на нее, малыш замрет на
некоторое время, «соображая», что же произошло.
- Лежа на животе,
ребенок может опираться на предплечья, а полусогнутыми ногами о твердую
опору. Находясь в хорошем настроении, начинает играть пальцами своих
рук, изучает их.
На третьем месяце
ребенку предстоит научиться двум «великим вещам». Первое – узнать, что
у него есть руки и ими можно производить различные движения. Второе –
научиться различать маму («своих») и «чужих» людей.
«Хватайка»
В
возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие
движения. С этого момента происходит включение центров тактильного
анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое
значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной
деятельности.
Поиграйте с крохой следующим образом: в раскрытую
младенческую ладошку, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается
шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, по
материалу (пластмассовый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые,
из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.
Шарики,
подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь малыша сверху. Это
упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в
схватывании. Потягивая шарик за ленточку, при этом, не вынимая его из
ладони крохи, взрослый стимулирует более сильное схватывание.
Аналогичное
упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см,
длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый
вкладывает палочку в одну или обе ручки ребенка. Держа палочку
посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание.
Хорошо
давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой
ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают
тактильную чувствительность ладони.
|