Что умеет ребенок?
* развитие ребенка, что умеет ребенок, развитие ребенка 4 месяцаузнает маму (или человека, постоянно ухаживающего) и предпочитает его всем остальным; * узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых; * выводит рулады, произносит первые слоги; * захватывает висящую игрушку одной ил одновременно двумя руками; * улавливает свое имя и реагирует на него; * приподнимает плечи и голову, лежа на спине; * по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи; * выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки; * при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
Когда
малышу исполняется 4 месяца, жизнь в семье становится более
упорядоченной и спокойной. Возможно, к этому времени уход за ребенком
уже превратится для вас в привычную рутину, хотя иногда к концу дня
кроха начинает капризничать. Дети, страдающие в первые месяцы от колик,
в этом возрасте уже более спокойны, и даже неугомонные малыши позволяют
мамам и папам поспать шесть часов подряд (правда, не всегда ночью).
С
4 месяцев слезы и улыбки ребенка уже не рефлекторны, а вполне
осмысленны. Младенцы не просто спят или капризничают – любое действие
имеет эмоциональный подтекст. Так дети единственным доступным им
образом выражают сложные чувства и свое отношение к окружающим.
В
первые три месяца настроение малыша зависело от скопления газиков или
желания покушать, а также от желания привлечь к себе внимание взрослых.
Теперь, в четыре месяца быстрое развитие мозга (и соответствующее
улучшение работы пищеварительной и нервной систем) позволяет младенцу
проявлять больший интерес к миру и событиям «взрослой» жизни.
В
этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование,
любопытство и радость. Стабильная эмоциональная связь с любящими
родителями или заменяющими их людьми – вот фактор, обеспечивающий
нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.
К 4
месяцам ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными
ощущениями и заботой, так что не удивляйтесь, когда при вашем появлении
губки малыша растягиваются в радостной улыбке.
На тесную
эмоциональную связь, которая сформировалась между вами и малышом,
указывает множество признаков: младенец улыбается в ответ на вашу
улыбку, начинает лепетать, когда вы к нему обращаетесь или гладите по
головке, и не хочет вас никуда отпускать.
Забавные звуки
В
4 месяца большинство младенцев «просто не замолкают», нужно только
научиться их понимать. Например, речь малыша часто начинается с попыток
произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Как правило, первыми с уст
младенца слетают неопределенные «п» и «б», ну и, конечно, любимица
каждой мамы «м», поэтому вам может показаться, что малыш говорит «мама».
Как
узнать наверняка, что ребенок постепенно учит язык, если он пока не
произносит различимых слов? И в этом случае главное – отношения и
эмоциональная связь. Неудивительно, что ученые говорят о повышенной
способности к изучению иностранных языков детей, с которыми окружающие
много разговаривали именно в период, когда малышам было 4-6 месяцев.
Чаще
разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих
предметах, и слушайте, что он вам отвечает. Необязательно включать
крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимать его обучающими
игрушками; достаточно вместе разглядывать картинки и говорить о том,
что вы на них видите, рассказывать малышу о своих планах и событиях
прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на
прогулку.
Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно
речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук
сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога».
Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он
начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки
(сначала надо брать гласные).
Осваиваем переворот
Чтобы
помочь ребенку научиться (или тренироваться) переворачиваться на бок,
поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте
эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После
нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к
нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это
очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.
На
4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при
этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают
«ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их
качества (например, тяжесть), способен соотносить различные свойства
предметов (оптические, звуковые и т.д.).
Действия рук носят еще
случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев
начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного
предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха
обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное
место, например на пол, чтобы вызвать звук.
С 4 месяцев ребенок
уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони
выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские
подушечки из поролона. К подушечке нужно подобрать набор чехлов из
разной по цвету и фактуре ткани (фланель, шелк, клеенку и т.д.). К
другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной
формы.
Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит
ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за
запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь
вызвать ощупывающие движения.
Полезны упражнения с ленточкой и
шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в
ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая
за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только
крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.
Предлагайте
малышу для захватывания предметы различной формы (мягкие игрушки,
крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д.). Такие
упражнения развивают и мелкую моторику, и осязание.
Игры-потешки
Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз: Тушки-тушки, сели на подушке, Пришли подружки, Столкнули с подушки. Подниму дочушку (сынульку) на крутую горку. Бух! Покатились, с горки свалились.
Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки: Ножки-топтыжки пошли молотить, Ручки-грабельки сено воротить.
Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок: Толкачики – рогачики, оп! Перевертушки!
Тащить за ножки на себя: Поехали – поехали за солью, за солью.
Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке: Куй, куй, ковалек, Подай сапожок, На маленьку ножку Золоту подковку.
Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела: Тут лес (волосы), Тут поляна (лоб), Тут бугор (нос), Тут – сердце живет (положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца).
Театр одной мамы
Чтобы
ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать
ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с
помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с
восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых
свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся
воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой
репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…
Исследования
ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи,
в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов
рифмованного ритмизированного текста ( вы не мучались в школе, заучивая
стихи?! ). У них оказывался лучше развит фонематический слух,
наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.
|