Что умеет ребенок?
* развитие ребенка, что умеет ребенок, развитие ребенка 3 месяца узнает лица мамы и папы, смеется при общении; * капризничает и хнычет, протестующе кричит; * гулит, воркует, ведет диалог со взрослым; * попадает руками по висящим над кроваткой игрушками; * захватывает игрушку и тянет ее в рот; * приподнимает голову, лежа на животе и опираясь на предплечья; * переворачивается со спины на бок; * упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками; * держит голову и управляет ею; * находит источник звука и света.
Все
большая роль в обращении принадлежит улыбке. Плач постепенно отходит на
второй план и становится выражением явного физического или
эмоционального дискомфорта. А знаете ли вы, что специалисты-неонатологи
различают у 3 месячных младенцев более 70 видов улыбок!? Как ни
странно, обычная мама, внимательная к своему малышу, может легко
достичь тех же результатов. Главное – по максимуму общаться с сынишкой
или дочуркой!
А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться.
Заливисто и искренне. При отрицательных эмоциях кроха громко или
разгневанно кричит, особенно когда испуган, недоволен, или хочет
настоять на «своем».
Малыш уже умеет и капризничать – обычно это
связано с тем, что ему просто-напросто скучно. Капризничая, детишки
хнычут, плачут « не по-настоящему». Поговорите с ребенком, поиграйте,
возьмите на руки, расскажите сказку или потешку – и его личико вновь
озарит улыбка!
Стоит завидеть маму или папу, как младенец
раздражается радостным гулением, воркованием и громкими вокализациями.
Поворкуйте в ответ, и ваше общение превратится в полноценный диалог, с
множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует
всем телом, размахивая ручками и ножками.
Кстати, ручки к 3
месяцам уже вполне разворачивают кулачки. И в один прекрасный день
ребенок обнаруживает сначала существование рук, которые вполне
осознанно засовывает в рот, пытается попасть ими по висящим над
кроваткой погремушками, а затем ног. Сосать пятку – это ли не прекрасно!
Развивается
еще одно умение – теперь, прежде чем попытаться попасть по игрушке,
покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно разглядывает ее,
словно раздумывает, будет ли стоить результат приложенных усилий… К
трем месяцам исчезает большинство врожденных рефлексов, и их место
постепенно занимают осознанные навыки; что касается условных рефлексов,
то они прогрессирующе нарастают.
Малыш не только поднимает
голову, но и крутит ею во все стороны, поворачивает ее в поисках
игрушки, человека, источника звука или света. Ему уже нетрудно поднять
и грудь, теперь он может лежать, опираясь на предплечья.
Многие
младенцы к концу 3 месяца умеют перекатываться, особенно отталкиваясь
от бортика кроватки. Море удовольствия доставляет пинание мяча, который
можно положить у ножек ребенка в кроватку или манеж. В этом возрасте
детишки с удовольствием будут слушать сказки ( особенно рифмованные или
ритмизированные ), стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой
колыбельной.
Если ваш ребенок уже «открыл» ручки и ножки,
помогите ему познакомиться с другими частями тела. Покажите сначала на
себе – ведь нет ничего занимательнее маминого лица – где носик, ротик,
глазки. А потом дотроньтесь до личика крохи. Научите малыша высовывать
язык, надувать щеки, шлепать губами – он с радостью станет повторять за
вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности.
Ребенок
будет в восторге, если вы станете танцевать в ним, кружиться под
легкую, плавную музыку, раскачиваться из стороны в сторону. Кстати,
малыш может стать для вас замечательным «тренажером»: держите чадо на
руках, делая зарядку. Польза и вам – больше нагрузка, и ему – ваши
движения, сердечный ритм будут передаваться младенцу, и его мышцы будут
работать синхронно с вашими.
Поиграем?
Стимулируйте
малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах,
побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в
руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните
перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же
шарик? Посмотри, вот он где!»
Активно используйте игрушки,
издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте
внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу.
Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»
Дайте
возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений
руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он
ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его
внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов
должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите
звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а»,
«о-о», «га-га» и т.п.
Игра в «прятки»
Накиньте
платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди
маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и
похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто
он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он
убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте
играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты
данной игры.
Развитие движений ребенка В этом возрасте
движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от
гипертонуса. И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками.
Воспользуйтесь этим при занятиях с ним. Поощряйте любое желание ребенка
двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она
привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно
перевернуться со спины на живот.
Игра «Забавные пяльцы» Привяжите
к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над
кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит
колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с
малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно
младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка
захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это
еще и массаж.
Чтобы ладонь быстрее
раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше
всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо
обратить внимание на развитие локомоторики ( совместных движений всего
тела ).
На 3 месяце младенец
учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на
предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская
привлекательную игрушку перед личиком малыша.
Когда малыш
бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень
интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая
окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте,
что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго
удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать
1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба
локтя.
К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками,
крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру,
совмещающую тренировку упора и массаж подошв.
Упражнение «Большие ноги шли по дороге»
Вам
понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью.
Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие
пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под
мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие
движения по гладкой поверхности. * Большие ноги * Шли по дороге: * Топ-топ-топ, * Топ-топ-топ. * Маленькие ножки * Бежали по дорожке: * Топ-топ-топ, * Топ-топ-топ.
Теперь
подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте
скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка,
убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия.
В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.
Для обучению
ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не
мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к
ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться. |