Часто можно слышать от кормящей мамы: "Я кормлю по
требованию, мой малыш требует грудь каждые 3,5 часа." Или:" Я всегда
кормила по требованию. В год у нас было уже 1 кормление вечером, и мой
ребенок спокойно отказался от груди." Прежде чем говорить о требовании ребенка надо
выяснить, что имеется в виду у современных женщин, когда они говорят -
"я кормлю грудью". Современные мамы считают прикладывание к груди
необходимым для кормления ребенка. Именно для кормления. Грудное молоко
- еда, мама поставляет ребенку питательные вещества, необходимые для
роста и развития. Когда ребенок сосет грудь, он ест. В грудное
вскармливание вкладывается смысл только как в процесс поставки белков,
жиров, углеводов витаминов и микроэлементов. Ребенок во время сосания, с материнским
молоком получает необходимые ему питательные вещества. Это безусловная
истина. Есть еще одна безусловная истина, которой в современном
обществе не придается никакого значения, она не учитывается и не
рассматривается. Сосание для ребенка - это общение с матерью. Надо разобраться, а как ребенок понимает
кормление по требованию? Может ли он вообще что-нибудь понимать? Есть
ли для него разница, как его кормят, по 15-20 минут через 3,5 часа или
как-то по-другому? Кормление по требованию новорожденного ребенка
означает прикладывание его к груди на каждый писк или поисковые
движения. Писк и поисковые движения у новорожденных даже уже вторых -
третьих суток жизни начинают проявляться гораздо чаще, чем через 3,5
или 2,5 часа. Потребность в прикладываниях быстро увеличивается и к
10-12 дню жизни потребность приложиться у ребенка может возникать 15-16
и больше раз в сутки. Прикладывания различны по продолжительности.
Малыш может заснуть и спать посасывая в течение, например, 1,5-2 часов.
Может отпустить грудь через 1-2 минуты. И тут же попросить ее снова.
Зачем же ребенку такие частые контакты с маминой грудью? Вот зачем. Находясь в животе у матери, в
спокойной, привычной обстановке, слушая шумы маминого организма,
находясь в теплом, тесном, замкнутом пространстве, малыш сосал кулачок,
пальчики, петли пуповины, глотал околоплодные воды. Учился сосать и
глотать. После рождения, испытывая дискомфорт по любому, самому
незначительному поводу, малыш пытается от него избавиться. Избавиться
от дискомфорта можно, попав в привычные условия комфортного пребывания.
Единственное место, где малыш после рождения может почувствовать
привычные для него ощущения, находится на руках у матери. Единственное
знакомое действие - сосание. Единственный знакомый вкус и запах - вкус
и запах молока и смазки околососкового кружка. Молоко и смазка имеют
запах и вкус похожие на вкус и запах околоплодных вод. Поэтому,
испытывая дискомфорт, малыш пищит, или начинает искать ртом предмет для
сосания. В идеальном варианте его тут же прикладывают к груди. Малышу
становится тепло, тесно, он слышит стук маминого сердца, дыхание,
бурчание в кишечнике, он сосет и ощущает знакомый вкус и запах. Если
такое действие случается постоянно, малыш обретает уверенность, что бы
ни произошло, он решит у мамы все свои проблемы. Место утешения теперь
находится под грудью, а сосать можно грудь. Весь этот процесс оправдан с биологической
точки зрения. Новорожденный ребенок не ощущает чувство голода, это
чувство у него не сформировано. Оно начнет формироваться примерно с
двухмесячного возраста. Как же накормить существо, которое не
испытывает голода?! Как побудить его совершать какие-то действия для
получения пищи? Это можно сделать, только за счет каких-то других
стимулов. Этим стимулом для новорожденного является постоянный телесный
дискомфорт, благодаря которому он все время хочет сосать! Самое
интенсивное, частое и продолжительное сосание у младенцев наблюдается в
первые два, три месяца жизни. Именно в эти первые месяцы происходит
основная прибавка в весе младенца. Как же выглядит кормление малыша по требованию в возрасте один месяц?
Малыш засыпает с грудью во рту, какое-то время
спит посасывая. Заснув глубоко, отпускает грудь. Проспав некоторое
время, он просыпается, и прикладывается при пробуждении. После сна он
может некоторое время бодрствовать, например, час - полтора. Во время
бодрствования он может ощутить 2-3 раза дискомфорт, например, от вполне
естественного желания пописать, и призвав маму на помощь, приложившись
на пару минут, сделает свои делишки. Потом он захочет спать , ощутит
дискомфорт и, приложившись к груди, опять уснет посасывая. Через
какое-то время он проснется и приложится опять. Потом снова немножко
"погуляет". И через какое-то время опять уснет у груди. Дневные сны
месячного ребенка, кормящегося по требованию, различны по
продолжительности и по количеству. Снов может быть 4-6 в течение дня, и
продолжаться они могут от 5-15 минут до 2-2,5 иногда 3х часов. "Вокруг"
каждого сна малыш прикладывается к груди и прикладывается между снами
несколько раз. На ночь ребенок засыпает у груди. Обычно в под утренние
часы начинает возится и прикладываться. Под утро он почти никогда
полностью не просыпается. Малыш спит, время от времени посасывая мамину
грудь. Просыпаясь утром, малыш опять прикладывается к груди. Если
посчитать все случившиеся прикладывания у малыша месячного возраста, то
получается примерно 16-20 прикладываний. Так ведет себя новорожденный
человеческий детеныш, если ему дается возможность вести себя в
соответствии с физиологическими и психологическими потребностями,
заложенными, кстати сказать, генетически. Ребенок первых месяцев жизни
не отделяет свою личность от личности матери и от ее груди. Мама и ее
грудь, и все что с ними связано, являются вселенной малыша и им самим. В большинстве случаев, современная женщина,
боясь "приучить ребенка к рукам" стремиться ограничивать его просьбы в
сосании. На помощь в этом деле ей приходят пустышка и бутылочка с
чайком или водичкой. Их тоже можно сосать: Потребность в сосании вроде
бы удовлетворена. Но только не удовлетворена потребность в общении с
матерью во время сосания, разрушена своеобразная цепочка взаимопомощи и
сотрудничества между мамой и малышом, нарушается формирование
материнской привязанности и сосредоточенности. Заметна ли для читателя
разница в двух действиях: малыш заплакал, мама взяла его, приложила к
груди и начала покачивать или дала ему пустышку и начала покачивать
коляску, пусть даже и со словами "Ну что ты плачешь, мое солнышко?" Современная женщина, дающая пустышку и
качающая коляску, не является плохим человеком, сознательно причиняющим
вред младенцу. Она просто находится в плену предрассудков, касающихся
отношений между матерью и малышом. Она не знает, как вести себя
правильно, не знает, что нужно делать в соответствии с природными
потребностями ребенка. Если ей рассказать , что ребенку нужно на самом
деле, она в ужасе воскликнет: "Это что же, с рук его не спускать?!
"Действительно, ребенка первых месяцев жизни необходимо не спускать с
рук. Для женщины, не умеющей удобно носить ребенка, и не умеющей
кормить его в различных позах (сидя, лежа, стоя и даже двигаясь) это
может оказаться очень трудно. Особенно, если она не уверенна в
правильности своих действий. Действие, которое должно стать автоматическим
для мамы новорожденного: при плаче ребенка или другом выражении
беспокойства - приложить малыша груди. Малыш растет. У него начинает формироваться
довольно устойчивый ритм дневных снов и малыш 3-4 месяцев ведет себя
уже совсем не так, как новорожденный. Кормления по требованию в этом
возрасте выглядят примерно так: В три месяца у малыша 10-12 кормлений в
течение дня и 2-4 ночью. Остаются частые прикладывания на
непродолжительное время, но их число сокращается. Может появиться
длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает
очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв составляет 2,5-3,5 часа. К
этому возрасту тело младенца заметно округляется. В четыре месяца малыш начинает заметно реже
прикладываться к груди. Основные кормления связаны со сном: ребенок
сосет перед сном, во время пробуждения и во время сна, как дневного,
так и ночного. В связи с этим у него появляется довольно точный режим
кормлений. В пять месяцев у малыша бывает 8-10 дневных
кормлений и 2-3 ночных, прикладывания также как и на четвертом месяце
жизни, организуются около снов - малыш ест, укладываясь спать и во
время пробуждения.
В шесть месяцев изменяется режим кормлений. Наиболее
активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением
после ночного сна. Период дневного бодрствования можно условно
разделить на два периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш
редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся
очень частыми. В общей сложности может быть 7-10 дневных кормлений и
3-4 ночных. В этом возрасте у малыша начинается период знакомства с
новой пищей - педагогический прикорм. Появляются прикладывания,
связанные с введением прикорма, малыш "запивает"маминым молочком пробы
новой пищи. Когда ребенку, кормящемуся по требованию, начинают вводить
прикорм, никогда не имеется в виду замещение кормлений прикормами. Это
невозможно практически, т.к. основные кормления у малыша связаны со
сном, а мамины завтраки, обеды и ужины, во время которых малыш
знакомится с новой пищей, располагаются между снами малыша, во время
его бодрствования. В семь месяцев частота прикладываний примерно такая же.
В восемь месяцев меняется режим кормлений.
Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят
освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает
приложится к груди. В связи с этим число дневных кормлений может
сократиться до 6-8 раз. Сокращение дневных кормлений малыш компенсирует
за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений до 6
раз. В девять- десять месяцев учащаются
прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений и
примерно столько же прикладываний по разным поводам. У малыша
появляются новые поводы для прикладывания. Если во время активных
действий по освоению мира малыш набивает шишку или пугается, он
успокаивается с маминой грудью. Могут быть ситуации, когда утешить
малыша можно присев рядом с ним, и обняв. В ночное время сохраняется
4-6 кормлений, более активно малыш начинает сосать грудь под утро в
период между 3 и 8 часами. В одиннадцать месяцев у малыша уже может быть
2-3 полноценных прикорма. Приобщение к пище взрослых в сознании ребенка
не связано с грудным вскармливанием: прикладывания к материнской груди
это нечто иное, чем стремление насытиться понравившимся продуктом. Как
правило, после того, как малыш поел, он испытывает необходимость
приложиться к груди. Число дневных кормлений сохраняется у ребенка
прежним, но увеличивается число кратковременных прикладываний.
Сохраняются активные подутренние кормления между 4 и 8 часами утра. В десять-двенадцать месяцев малыш, если он уже
ходит, иногда может прикладываться к груди каждый раз, когда подходит к
маме, т.е. примерно каждые 15-30 минут. Сохраняются прикладывания
вокруг снов и ночное сосание. Поэтому, если мама говорит, что в год
ребенок сосет один-два раза в сутки, это значит, что кормления по
требованию ребенка там нет. Там есть введенные со стороны мамы
ограничения, с которыми малыш смирился. Он относится к сосанию груди,
как к еде, для засыпания или успокоения сосет пустышку или пальчик, или
засыпает просто так, ничем не успокаиваясь. В двенадцать месяцев малыш прикладывается примерно также.
В возрасте полутора лет может оставаться уже
один дневной сон, поэтому прикладываний, связанных со сном становится
меньше. Сохраняется под утреннее сосание. Малыш очень свободно
обращается с маминой грудью. Иногда бывает, что он подходит пососать
просто из удовольствия. Например, так это делает сын моей подруги:
подходит, лезет на колени, заглядывает маме в лицо, улыбается, начинает
копошиться в рубашке, получает грудь, улыбается груди, присасывается
секунд на 30 и уходит. Что касается числа кормлений в сутки при
кормлении ребенка по требованию, то их число практически никогда не
бывает меньше 12. У новорожденного прикладываний 12 и больше, в
основном они все связаны со снами. А у ребенка, скажем 1,5-2 лет
прикладываний может быть тоже примерно 12, только со сном связано 3-4,
а остальные - кратковременные прикладывания по разным поводам. Предлагаю всем мамам, читающим этот текст, -
не считайте прикладывания, не замечайте их длительности. Прикладывайте
ребенка, так часто, как он просит. У мам, не представляющих грудное вскармливания
без оглядки на часы, может создасться впечатление, что при кормлении по
требованию мама ничем не может заниматься, а только кормит ребенка. Это
не так. У мамы после рождения грудного малыша начинается другая жизнь,
она называется жизнь с грудным ребенком. Вот и все. Ребенок находится
при маме, а не мама при ребенке! Почувствуйте разницу J! Надо уметь
организовать свой быт по-другому, в первые месяцы, конечно же, очень
нужна помощь близких. В традиции всех народов был обычай первые 40 дней
после родов отстранять женщину от любых работ по дому и хозяйству, она
занималась только ребенком. У некоторых народов предметы, к которым
прикасалась мама новорожденного, считались "нечистыми", поэтому маму
предпочитали ограждать от остального хозяйства, выделяя ей отдельный
"угол" дома, где ей никто не мешал и она никому не мешала. У славян
такой ограничительный обычай назывался шестинеделькой. К 1,5-2 месяцам
начинает формироваться ритм дневных снов, и у малыша появляется некое
подобие "режима", мама становится более свободной. Для мамы, не представляющей кормлений без
оглядки на часы, и уверенной в том, что "правильный" ребенок, это
ребенок все время тихонько лежащий в своей кроватке, кормление по
требованию окажется сплошной нервотрепкой. На много легче такой маме
станет, если она перестанет смотреть на часы и привяжет к себе младенца
большим платком или воспользуется лоскутным держателем. Ей станет легче
в том случае, если она перестанет бегать между детской и кухней, а
возьмет малыша с собой на кухню и будет носить его вместе с собой по
дому, в коробке, люльке, специальном креслице, если будет стараться не
отложить его почаще, а взять на руки при первой возможности, откладывая
малыша только в случае крайней необходимости и не на долго. Грудное вскармливание не равносильно домашнему
аресту. В условиях современного общества можно организовать выход
кормящей мамы на работу примерно с 6-ти месячного возраста малыша. В
случае крайней необходимости можно начать работать с 4хмесячного
возраста, но, конечно же, не каждый день в неделю и не полный рабочий
день. Помочь маме организовать выход на работу входит в обязанности
консультанта по грудному вскармливанию. Иногда, консультируя мам по вопросам грудного
вскармливания, я предлагаю им забыть на секундочку, что живут они в 21
уже веке. Предлагаю вернуться, например, в пещеру и спрашиваю, что они
будут делать, если ребенок ночью проснулся, как его успокоить? Если вы
идете через лес и стараетесь не привлекать к себе внимание хищников,
как сделать, что бы малыш молчал? Если ребенок хочет пить, что вы ему
дадите? К чему привык младенец, за тысячи лет своего существования? К
тому, что он спит на маме, пока она бредет по лесу с палкой- копалкой в
поисках корешков, и просыпается тогда, когда мама останавливается. Раз
мама остановилась, значит, есть время проснуться и пососать. Поэтому и
сейчас ребенок хорошо спит, привязанный к маме лоскутным держателем,
просыпается, когда мама, сделав несколько дел по дому, садится в
кресло, что бы заняться малышом. Какая-нибудь мама, прочитав про пещеру,
разобидится, скажет, что она цивилизованное существо. Но подумайте,
пожалуйста. Человечка, материнскую грудь и материнское молоко создавала
эволюция в течение миллионов лет. Они созданы друг для друга. Детское
питание создал прогресс и совсем недавно. Навыки материнства и грудного
вскармливания утрачены нашим обществом тоже совсем недавно. Человек к
искусственному вскармливанию и пустышке не приспособлен физиологически.
Материнская грудь не будет образовывать достаточные количества молока
при 6-7 прикладываниях младенца в сутки. Природа не знала, создавая
человека, как млекопитающее существо, что наступит время, когда
потребность в прикладываниях к груди будет удовлетворяться за счет
каких-то пустышек и сосок. Изменения, происходящие при формировании
личности ребенка, не имевшего полноценного контакта с матерью в
процессе длительного грудного вскармливания, отмечаются современными
исследованиями психологов и социологов. Это изменения со знаком минус.
Лучше бы их не было, этих изменений. Грудное вскармливание важно не только для
ребенка, оно важно и для матери. Во время кормления ребенка по
требованию, изменяются чувства женщины, формируется более устойчивая
привязанность к малышу, женщина становится более чуткой к нуждам
малыша. Более глубокая привязанность и понимание сохраняются не только
в младенчестве. Они сохраняются на всю жизнь. Для наглядности,
представьте, что происходит с чувствами женщины, если она пытается
"выдерживать" ребенка, терпит его плачь, беспокойство. Что становится с
женщиной, если она использует рекомендацию из одной очень популярной
книжки для родителей: " Подойдите к ребенку, если он плачет больше 15
минут"? Если говорить абстрактными формулировками, то
человечество заинтересованно в возрождении практики естественного
вскармливания. Возрождение этой практики невозможно без осознания
мамами истинных причин потребности ребенка в прикладывании к груди. Казакова Лилия Валентиновна, педиатр,
консультант по грудному вскармливанию |